Россия, раздел: Вузы

Реорганизация вузов

Сегодня вряд ли кого-то стоит убеждать в необходимости реформирования высшего образования в России. За последние 20 лет количество вузов и их филиалов существенно выросло — сейчас в стране свыше 3600 высших учебных заведений.
Реформы высшего образования
Текст: Елена Лыкова, фото: Иван Клейменов
01 апреля 2013 года в 11:32

Увеличение числа высших учебных заведений, а также и внутреннее укрупнение можно объяснить достаточно простой формулой: «Спрос порождает предложение». Действительно, в наше время наличие у человека диплома о высшем образовании уже не считается чем-то из ряда вон выходящим, каким-то особым достижением. Здесь хочется отметить две тенденции, особенно широкое развитие получившие в последние годы.

Первая — «необходимость получения высшего образования». Какого? Ну, хоть какого-нибудь (педагогического, психологического, дизайнерского). Всякий труд почетен, конечно, но выбор такой важной сферы жизни, как профессиональная деятельность, должен быть осознанным. Не стоит идти в педагогический институт, потому, что он — единственный вуз в твоем родном городе, или туда поступить легче. Или чего хуже — там работает знакомая мамы. Если все равно даже во сне не представляешь себя стоящим у школьной доски и ставящим двойки в дневниках учеников. Нередко приходится наблюдать именно такую ситуацию, когда человек шел в наиболее доступный для него вуз за дипломом, а по окончании делал все возможное, чтобы не работать по специальности. Таких студентов, к сожалению, не так уж и мало, поэтому администрации вузов идут им навстречу, утверждая новые факультеты и отделения, а также преобразуя уже имеющиеся.

Так, в Шадринском государственном педагогическом институте (г. Шадринск Курганской области) появился факультет «Истории и права», который проводит обучение по специальности «Профессиональное обучение», включающей в себя профиль «Правоведение и правоохранительная деятельность». Очевидно, что лица, поступающие на последнее направление даже не связывают свою карьеру с преподаванием права в школе. Но можно ли ручаться за качество «полноценного» юридического образования в педагогическом вузе? Разумеется, это, прежде всего, зависит от преподавательского состава. Но на базе провинциального педагогического вуза школы права нет и быть и не может.

Почему? Потому, что создание школы — процесс длительный, а организация нового факультета преследовала цель удовлетворить спрос — дать возможность, не уезжая далеко, получить высшее юридическое образование или диплом о таковом.

Есть еще такая тенденция — «нужно получить высшее юридическое (экономическое) образование, потому, что это очень престижно». Такая позиция несколько смахивает на брак по расчету, в противовес браку по любви. Сразу скажу, что такое отношение молодых людей лично у меня вызывает большее уважение, но при условии, если человек действительно понимает, что за специальность он собирается приобрести, и в вуз приходит именно с целью учиться. А не отсидеть положенное число лет, купив письменные работы (включая и дипломную), отчислиться, восстановившись опять, получить-таки заветные корочки.

Возможно, что эти и другие факторы и вызвали мероприятия по проверке вузов на эффективность.

Окончательное решение принималось на заседание Межведомственной комиссии 22 ноября прошлого года, после чего вузы вполне справедливо были поделены на эффективно и неэффективно работающие, а также вузы имеющие специфику деятельности, об этом мы уже рассказывали. Примечательно, что при принятии решений учитывалось мнение регионов, в первую очередь потребности местных рынков труда в тех или иных специалистах. Предлагается учитывать данные службы занятости, чем больше выпускников не смогут найти работу, тем больше у данного вуза шансов попасть в число неэффективных.

Как бы то ни было, хочется понять цель такого вмешательства в жизнь высшего учебного заведения. Как видно, критерии эффективности весьма расплывчаты, и не совсем обоснованы. Ведь высшие учебные заведения самостоятельны в формировании своей структуры, за исключением их филиалов, если иное не установлено федеральными законами.

На сегодняшний день безработными остаются около 6% молодых специалистов, которые закончили вуз. Стоит отметить, что это не официальная статистика: на деле многие выпускники пытаются найти работу без биржи труда, идут работать продавцами. В числе самых невостребованных на рынке труда специальностей названы юристы и экономисты.

Так что в преддверии нового учебного года стоит еще раз подумать, куда все-таки пойти учиться, чтобы не попасть в эти злосчастные 6%.

Карта студента
безумные скидки за 99 руб.
Разборки
дискуссионный клуб
Кто ваш любимый президент?
© 1998-2019 МБУ «Молодежный информационный центр». Все права защищены. Проект закрыт с 2017 года. 16+

Яндекс.Метрика