Россия, раздел: Вузы

ЕГЭ — а нужно ли?

Единый государственный экзамен, который стал единственной формой выпускных экзаменов в школе с 2009 года, уже давно подвергается серьезной критике со стороны преподавателей и экспертов. Прежние устные зачёты заменены тестами и системными заданиями. А так ли нужны эти «необходимые», на первый взгляд, экзамены, как нам это внушают?
ЕГЭ
Текст: Арина Шаврина
27 мая 2015 года в 18:41

Казалось бы, нововведения провели, камеры в каждом пункте сдачи экзаменов установили, возможности списать нет, значит, проблема решена. «На самом деле, порядок проведения зависит от экзаменаторов. Некоторые из них игнорируют списывание, а проконтролировать пользуется ли ученик интернетом, если он отпросился в туалет, вообще невозможно. Иногда камеры в аудитории — это чистая формальность, видеозапись никто не отслеживает», — рассказывает студент УГГУ, Виктор Ипатов. А только ли банальным списыванием обманывают ЕГЭ? Сейчас продвинутый и информированный выпускник может воспользоваться незаконным сервером и купить экзаменационные материалы и ответы к ним. За правильность таких подсказок никто не несёт ответственности, их распространение незаконно, поэтому свой выбор стоит делать осознанно. В 2013 году в связи с такой «утечкой знаний» случился настоящий скандал; сайты с ключами к ЕГЭ блокировали, но через какое-то время нарушители снова размещали свой контент уже под другим названием. Не смотря на многочисленные заявления о нарушениях порядка проведения экзаменов, Минестерство образования не собирается вносить существенных изменений в нынешнюю систему.

Единый государственный экзамен не может быть главным критерием для выставления объективной оценки, первыми с этой проблемой сталкиваются преподаватели и ученики старших школ. В выпускных классах больше внимания стали уделять непосредственно подготовке к экзаменам, суть которой состоит в натаскивании на выполнение шаблонных заданий, а процесс получения новых знаний отодвинули на второй план. «Основной минус ЕГЭ я вижу в том, что школьников отучили формулировать свои индивидуальные мысли, а в итоге пришли к тому, что у современных выпускников школ вообще отсутствует собственное мнение, собственная точка зрения», — такую оценку современному экзамену даёт доцент кафедры ИЯДК УГГУ Меленскова Елена Сергеевна. Сами тесты провоцируют на угадывание ответа, а не на изучение нового материала, требуемого для ответа на предложенный вопрос. Таким образом, на выходе выпускник имеет однобокую или вовсе искаженную картину знаний, стандартное мышление, не обремененное способностью докапываться до сути вопроса, не говоря уж об отсутствии собственной позиции. Та форма экзаменов, которая существует, направлена на «заводское производство» специалистов, проще говоря, ученикам не оставляют права и места на выражение собственного мнения.

Если понятия в физике, математике и других точных науках всё-таки сводятся к цифрам, четким законам и аксиомам, иих можно кодировать тестовой формой, то с русским языком, литературой, историей и прочими гуманитарными предметами дело обстоит иначе. Директор департамента философии ИСПН УРФУ Логинов Алексей Валерьевич делится: «Знания в области гуманитарных наук нельзя оцифровать, поэтому экзамен в форме тестирования не даст объективную оценку навыкам абитуриента. Оценивать нужно пути поиска решения, а не выбранный из нескольких вариантов ответ. Стоит учитывать, что на некоторые вопросы нельзя дать однозначного ответа, у каждого явления есть множество интерпретаций. К примеру, для истории важны не просто факты, а их значение, которое можно трактовать с совершенно разных сторон».

Зачастую смышленый и эрудированный выпускник не может предугадать, какой ответ хотели получить от него составители тестов по предметам гуманитарной направленности. Напротив, на устном экзамене этот же ученик в полном объёме сможет продемонстрировать преподавателю свой уровень знаний и понимание явлений, событий и их значения для науки.

Если рассматривать вопрос в масштабах экономики страны, мы придем к выводу, что ЕГЭ разоряет государственный бюджет. В разработке заданий и их проверке задействовано огромное количество специалистов, которым нужно платить. Выгоду от этого получают чиновники, работающие в сфере образования, которые занимаются проведением, системой оценивания и результатами. Таким образом, Единый государственный экзамен лишний раз порождает чиновничью бюрократизацию. «Власть не прислушивается, потому что она уже настолько зарылась в этот бред…. И справиться с критикой ЕГЭ власть может легко. На самом верху отказываться от ЕГЭ не желают и просто вооружаются противоположными, положительными отзывами от учителей, не давая пробиться росткам разума. Поэтому мы будем терпеть ЕГЭ дальше, как будем терпеть его последствия», — заявил эксперт Всероссийского фонда образования Олег Сергеев.

Единый государственный экзамен — это идеальный пример управления обществом в современных условиях. Начиная со школьной парты, массы учат размышлять шаблонно, так, как выгодно власти.

Глобальных изменений в системе образования Российской Федерации ждать в ближайшее время, скорее всего бесполезно, и никакие реформы не возникнут беспочвенно. Неблагоприятный результат, который послужит толчком для преобразований, даст о себе знать позже. С этим уже столкнулись европейские страны, где раньше форма проверки знаний, полученных в школе, была схожа с нашим нынешним ЕГЭ. К примеру, сейчас каждый вуз Европы автономно решает, какие необходимы знания для поступления, самостоятельно разрабатывает систему приема на курс и проверки знаний, больше внимания уделяет внепрограммным достижениям абитуриента.

Выпускникам, как будущим абитуриентам, сейчас не хватает мотивации для достижения успехов в области будущей профессии еще до того, как они поступят в вузы и начнут обучение. Институтам нужны активные, заинтересованные студенты, готовые проявить свои личные качества и поделиться с миром новыми мнениями, взглядами и предложениями. Несмотря на все «прелести» ЕГЭ, достойно сдать этот экзамен может каждый, кто отнесётся к нему со всей ответственностью. Сейчас на базе крупнейших университетов страны, таких как, СПбГУ, УрФУ и прочие, ведётся активная работа с абитуриентами. Каждый ученик имеет возможность заранее определиться с профессией и местом, где он хочет её получить, использовать все дополнительные возможности для поступления, а не полагаться лишь на результаты ЕГЭ и позже сожалеть о недостающих заветных баллах.
 

Карта студента
безумные скидки за 99 руб.
Разборки
дискуссионный клуб
Кто ваш любимый президент?
© 1998-2017 МБУ «Молодежный информационный центр», «Агентство рекламы «Создатели». Все права защищены. 16+

Яндекс.Метрика