Россия, раздел: Общество

«Играйте только в хорошее»: куда движется индустрия игр

Игровая индустрия ― обширная и многогранная тема. О том, что же происходит в этой отрасли, и в каком состоянии находятся игры 21 века, нам рассказал Антон Логвинов ― продюсер FXA Studio, создатель первого видеожурнала об играх, блоггер и независимый журналист.
gta 5
Текст: Ольга Пищальникова, фото: game2day.org
11 октября 2015 года в 11:20

— В последнее время бытует мнение, что современные компьютерные игры исчерпали себя в плане хорошего развитого сюжета и основываются более на графике и геймплее, чем на логических заданиях, где необходимо пораскинуть мозгами. Согласны ли вы с этим утверждением?

— Игровая индустрия сегодня настолько многообразна, что я бы не стал грести все под одну гребёнку. Также я бы не сказал, что сейчас многие пытаются удивить графикой. Наоборот, издатели всячески пытаются «растягивать» прогресс, ибо это самая дорогая часть разработки. Недостатка сюжета в играх я не заметил. Самые знаковые проекты последнего времени «GTA 5», «Одни из нас» и «Ведьмак 3: Дикая Охота». То есть, классические сюжетные игры. Уровню смелости и глубины социальной сатиры последней «GTA» позавидуют современные авторы жанра, «Ведьмак 3» вполне может тягаться по литературной составляющей с оригинальными книгами, а «Одни из нас» киножурнал «Empire» назвал в 2013 году лучшим фильмом года, что как бы намекает. Более того, сейчас благодаря «Kickstarter» и независимым разработчикам, произошёл настоящий ренессанс приключенческих игр ― «Life is Strange», «Game of Thrones», «Wolf Among Us», «Broken Age» ― лишь одни из многих примеров полностью сюжетных проектов. Ролевые игры (традиционно наиболее сильно завязанный на сценарии жанр) тоже оживают: скоро выйдет «Deus Ex: Mankind Divided», который очень реалистично фантазирует на тему бионики, технологической сингулярности и будущего человека как вида. А «Fallout 4» вновь отправит игроков бороздить пустоши разрушенной ядерной войной Америки. Благодаря крайдфандингу появились «Divinity: Original Sin» и «Pillars of Eternity» ― классические фэнтезийные РПГ с километрами текста.

Другое дело, что некоторые популярные жанры эволюционировали в другом направлении. Например, шутеры ― некогда яркий «сюжетный» жанр ― все больше концентрируются на сетевой составляющей, но это, в принципе, связано с большой популярностью онлайна. Другой тренд ― игры в открытом мире, которые в последние годы стали самым мейнстримовым одиночным жанром. Они как раз пытаются отнять у игрока максимум времени, занять его довольно одинаковыми заданиями и у них совсем не получается рассказывать интересные истории, хоть, например, «Assassin’s Creed» и старается. Но это временное явление. Просто в этот формат ещё до конца не научились вписывать сценарий из-за сложной структуры таких игр.
У нас по-прежнему огромная нехватка серьёзных драматических сценариев с лихими поворотами, но их всегда не хватало. Плюс за последние десять лет мы полностью потеряли японскую игровую индустрию, а японцы были основным поставщиком драматургии, закрученных сюжетов и того, что принято называть искусством в видеоиграх. Но я все-таки с оптимизмом смотрю вперёд, ― растёт новое поколение разработчиков, выросших на хороших сюжетных играх, и они еще скажут своё. Плюс в западной индустрии еще остались «Naughty Dog», «Rockstar», «Remedy» и «Quantic Dream». Тут надо понимать, что кризис 2008 года сильно потрепал игровую индустрию, закрылось много студий, остались только гиганты, и они боятся рисковать, делают ставку только на популярное. Появление «Kickstarter» и инди-сцены ― естественная ответная реакция. Запрос на сюжетные игры по-прежнему огромный, и он будет удовлетворяться. Просто за последние годы к видеоиграм приобщились самые разные люди с самыми разными вкусами, и это «размыло» индустрию. Кроме того, я убеждён, что многие из тех, кто сейчас тычет на «iPad» в, скажем так, более простые жанры, рано или поздно станут более требовательными и заинтересуются более интересными форматами.

В общем, я бы сказал, что если и есть, где проблема у современных игр, так это в геймплее. Как раз из-за того, что гиганты ставят на проверенное, а индустрия в целом слишком пытается заполучить новых игроков и боится напугать их сложными концептами. Технологии ушли далеко вперёд, жанры сформировались и топчутся на месте. Почти никто не смотрит вперёд, не придумывает безумные идеи и не пытается их воплотить. Похожая ситуация произошла в кино, но как и там находятся чудаки, так и у нас они есть. Например, Крис Робертс, который собрал 80 миллионов долларов на краудфандинге на совершенно безумный космический симулятор, где люди будут объединяться в экипажи, бродить по внутренностям кораблей, летать по галактикам и высаживаться на планетах. Ну, и «Rockstar» всегда идёт вперёд, ― для них каждая GTA это лишь очередной этап развития. Безумные люди, я с восхищением слежу за их творчеством.

— А какие же ещё недостатки, по-вашему, существуют у современных компьютерных игр?

— Современные видеоигры очень многообразны. Это как спросить, какие недостатки есть у современного кино. Обобщение неуместно. Самые разные жанры, самые разные платформы, самые разные игроки. В игры играют уже почти все ― кто-то гоняет в танки, кто-то ищет сложный сюжет и эффект погружения, кто-то пуляет птичками по свиньям.

— Тогда назовите, пожалуйста, главные составляющие, которые, на ваш взгляд, должны входить в качественную компьютерную игру.

— Я всегда был сторонником сюжетных и атмосферных игр. Но независимо от этого, главный критерий оценки ― это эмоции. Если от игры ты получаешь новые эмоции, будь то за счёт геймплея или сценария ― игра удалась. Видеоигры очень сложны по своей структуре, у их создателей гораздо больше инструментов по воздействию на человека, нежели у литераторов и кинорежиссёров. Другое дело, что почти никто не умеет этим пользоваться. Лучшие игры, на мой взгляд, ― как раз те, которые умело объединяют преимущества литературы, кино, игрового процесса и стирают между ними грань. К сожалению, есть всего несколько людей на планете, которые работают настолько искусно.

— Можно ли, по-вашему, на основе современных компьютерных игр составить образ «типичного геймера нашего века»? Если да, то каков этот образ в вашем представлении?
— Этот образ размыт, как и образ видеоигры. По статистике, средний возраст игрока шагнул уже за 40, но по статистике, как известно, все люди, которые ели солёные огурцы умерли. Можно попытаться описать образ играющих, скажем, в «World of Tanks». Это простые люди, отдыхающие после работы. Сложными сюжетными играми больше увлекается, понятно, «креативный класс». Но это всё не точно. Встречаясь со своей аудиторией в самых разных уголках нашей планеты, я кого только не видел ― официантов, олигархов, оперных певцов, менеджеров, актёров театра, директоров банков, журналистов, торговцев танками, водителей, системных администраторов, лётчиков «Русских Витязей». В игры играют все. Вообще, слово «геймер» обычно употребляют плохо поспевающие за временем люди. По их замыслу это слово должно выделять и обособлять некую узкую группу людей. Только обособлять уже некого. Сегодня интерактивные развлечения ― самое большое медиа.

— В психологии выделяют четыре вида деятельности: труд, общение, творчество и игра. Каждый из них подразумевает под собой какой-либо полезный результат для человеческой личности. Как Вы думаете, можно ли отнести современные компьютерные игры к полезному виду деятельности, или же они таковыми не являются?

— Совершенно разные виды видеоигр совершенно по-разному взаимодействуют с человеком. Разные люди играют в разные игры. Для тех, кто, например, увлекается «e-sport» ― соревновательными играми ― это командный труд. Они объединяются в команды, пытаются разработать тактику, пересилить себя и доказать, что они лучшие в мире, и заодно выиграть несколько миллионов долларов. Есть кооперативные игры, в которых несколько игроков достигают цели, только общаясь между собой. Есть созидательные, в которых человек рисует, выбивает что-то из камня, строит город, «менеджерит» больницу или прокладывает железные дороги. Есть тактические и стратегические. Есть те, в которых нужно обхитрить других. В общем, опять ― игр много, и они все разные. Какие из них вредны и полезны ― опять индивидуально. Я, например, не очень люблю соревновательные игры. На мой взгляд, люди в них тратят время на повторяющийся опыт, который ничего для ума и души им не даёт, и вместе с тем вызывает слишком много лишней агрессии, которая, в отличие от традиционного спорта, не компенсируется физическими нагрузками, потому что их нет. Возможность выиграть несколько миллионов на разных чемпионатах чисто статистически не стоит потраченных усилий. Но это мой взгляд и называть эти игры вредными, наверное, не корректно. Это как назвать шахматы бесполезной тратой времени. Для кого-то это единственное спасение после утомительно однообразного рабочего дня, которое возвращает его к жизни. Главное, что нужно понимать, ― все мы разные, и игры для каждого свои.

— Как известно, главный феномен современных компьютерных игр заключается в том, что образовался новый способ заработка ― съёмка «летсплеев». Однако в обществе существуют две стороны по отношению к «летсплейщикам»: одна (молодёжь) одобряет и поддерживает такого рода деятельность, а другая (люди старше 30-ти лет) находит это весьма сомнительным занятием. Что Вы, как знающий данную область человек, можете сказать по этому поводу?

— Феномен летсплеев отдельная тема для исследований. Пока игровая индустрия не поняла, что с ними делать. Приносят они пользу, рекламируя игры, или наносят вред, снижая продажи. Тут опять ― все игры разные, «летсплееры» тоже все разные. Есть те, которые проходят новые сюжетные игры. Они, как мне кажется, вредят индустрии и делают нечто пограничное с пиратством. Ведущий показывает контент, созданный не им и зарабатывает на этом деньги, часто «гнобя» игру при этом. Есть мнение, что те, кто смотрят такие летсплеи, все равно не купили бы игру, но от таких людей всё равно только вред, ― составив какое-то призрачное впечатление об игре по видео, они начинают это мнение с гордостью навязывать всем остальным. Это примерно как скачать с торрента и посмотреть «экранку» фильма, а потом рассказывать, что там не так. Ведущий выступает в роли того, кто эту «экранку» снял. Думаю, рано или поздно игровая индустрия найдёт подход к этому вопросу. Но тут тоже всё неоднозначно, ― талантливого ведущего могут просто смотреть, потому что это он, вне зависимости от материала.

Другой тип «летсплеев» ― когда дело касается соревновательных игр. Это уже сродни просмотру спортивных матчей. Ведущий сам создаёт контент своей хорошей игрой и может сподвигнуть других ей заинтересоваться. Это как, примерно, приходит парень с соседнего двора, который круче всех пинает мяч, а остальные смотрят, завидуют, кто-то пытается повторить. Такой формат я, в общем, понимаю. Что касается заработка, то тут все как везде. Всегда есть вариант лёгкого заработка, но за него человек будет рано или поздно расплачиваться. Пинать мяч может каждый, если пинать мяч выгодно, то пинать его будут все. И в итоге, либо ты будешь пинать его лучше всех и попадёшь в высшую лигу, либо будешь жалеть о потраченном времени. Ну, и не стоит забывать, что в любой момент шайба может стать популярнее мяча, или мяч запретят. Важнее не забывать развиваться в других направлениях.

— Хотите ли вы дать какое-либо наставление насчёт современных компьютерных игр читателям?

— Играйте только в хорошее.

Карта студента
безумные скидки за 99 руб.
Разборки
дискуссионный клуб
Кто ваш любимый президент?
© 1998-2019 МБУ «Молодежный информационный центр». Все права защищены. Проект закрыт с 2017 года. 16+

Яндекс.Метрика