Россия, раздел: Общество

Великий и могучий русский язык

19 февраля в УрФУ состоялся так называемый «свободный диалог» с заместителем Министра образования и науки Вениамином Кагановым. Тема встречи «Русский язык и развитие одаренности». В беседе в формате телемоста участвовали студенты и молодежные СМИ из Екатеринбурга, Казани, Барнаула и Москвы. Любой желающий мог задать замминистру вопрос о проблемах филологии. Мы публикуем основные тезисы Вениамина Шаевича.
veniamin_kaganov
Текст: Элена Гваришвили
19 февраля 2015 года в 18:55

О филологическом образование

Никто не хочет как-то специально навредить филологическому образованию. На него падает спрос. Плюс возникают проблемы трудоустройства — а куда идти работать с таким образованием? Есть такая тенденция, что контрольные цифры приема в вузы распределяются в соответствии с потребностями в данной профессии. У филологического образования нет такого центра, который бы отслеживал эти цифры. Я лично разделяю ваше беспокойство, и мы Президентским советом обсуждаем этот вопрос. Я думаю, это будет понятно в течение нескольких лет, поэтому давайте мы с вами, ваши коллеги преподаватели, будем работать над проблемой вместе.

Меры по развитию филологии как науки? Вопрос сложный, мы много делаем прикладного, а для развития ее как науки ничего нет. Над этим надо подумать. Можно созвать научно-практическую конференцию и вместе подумать над этим вопросом.

О классике

Нет никаких текстов в закрытом доступе, ничего, что нельзя было прочесть. Это вопрос приоритетов: речь идет не об изъятии каких-то произведений из школьной программы (речь о «Мастере и Маргарите» и «Преступление и наказание» — прим. ред.), а о том, какие произведения нужно прочесть и изучить с преподавателем в первую очередь. И это должны решать не чиновники, а преподаватели. Конечно, споры вокруг обязательных к прочтению произведений не утихают, были попытки составить список из ста книг, обязательных к прочтению. Но это не попытки цензуры. Просто выходит слишком много новых произведений, слишком много всего, что не хуже классики и достойно внимания. Важно привлечь внимание детей и привить им вкус к чтению, в этом задача школы и родителей.

О мате

Вопрос о Законопроекте, запрещающим нецензурные высказывания в общественных местах, поднимался и на открытии Года литературы во МХАТе. Многие наши культурные деятели уверены, что закон надо отменить — якобы, это часть нашей культуры и из песни слова не выкинешь. На что Президент сказал, что да, вы деятели культуры, вам виднее, где какое слово использовать, но великие находили и другие способы донести мысль. Я сам учился в обычной школе, работал в стройотрядах и знаю, какое слово помогает тяжести поднять. Эти слова должны уйти с каналов, но не должны уйти, например, с планерок строителей. Но это сколько же надо людей в правительстве, чтобы следить за выполнением этого закона. Здесь ведь важно бороться за свою позицию, каждый должен начинать с себя. Если вы видите какое-то нарушение, вы всегда можете обратиться в прокуратуру, его там рассмотрят. Но каждый должен начинать с себя.

Об иностранных студентах

У нас увеличилось количество бюджетных мест для иностранных студентов, раньше их было 10 тысяч, сейчас — 15. Для студентов, изучающих русский язык, предпринимается ряд вспомогательных мер. Есть проект заочной школы русского языка, где любой житель планеты может подтянуть язык. Мы пишем письма в вузы с просьбой о том, чтобы иностранным студентам разрешили изучать русский как иностранный. Планируется открытие совместных кафедр Института Пушкина и факультетов филологии. Проводится повышение квалификации преподавателей, выпускаются учебники, чтобы у тех, кто желает и у тех, кто еще не знает, что желает, была возможность изучать русский язык.

Об образовательном плане

Сегодня мы подошли к той ситуации, что ребенок, чтобы развиваться, должен знать настолько много, а возможности человеческие ограничены. Поэтому надо перераспределять нагрузку по разным предметам, расставлять приоритеты. Расписание составляется самим вузом. Если вы хотите больше часов русского языка, пообщайтесь об этом с ректором и решите эту проблему.

Решение спора физиков и лириков

Гуманитарная сфера не просто важна для физика, она первична. Как пример: можно быть инженером и создать что-то, что принесет вред. Сейчас уже не новость создать что-то техническое, важно задеть чувства и эмоции, а это все гуманитарная составляющая. Вся педагогика — это гуманитарное направление. Поэтому на гуманитарную составляющую важно обратить более пристальное внимание и физикам, и химикам, и биологам, и инженерам.

Карта студента
безумные скидки за 99 руб.
Разборки
дискуссионный клуб
Кто ваш любимый президент?
© 1998-2019 МБУ «Молодежный информационный центр». Все права защищены. Проект закрыт с 2017 года. 16+

Яндекс.Метрика