Выбрать регион
Борьба с «национальным бедствием» ведется уже большое количество времени, но основательно за решение этой проблемы взялись только в последние несколько лет. Ввели ограничение рекламы спиртных напитков, ужесточили правила оборота и изготовления алкогольной продукции, однако меры эти не произвели должного эффекта. Россияне как пили, так и пьют, и к этому числу приобщается все больше подростков.
Свои алкогольные предпочтения современная молодежь отдает пиву и слабоалкогольным коктейлям. И дело тут вовсе не во вкусе. Основополагающим фактором любви к этим напиткам стала доступность: купить их можно в любом ларьке.
Ни для кого не секрет, что в России, пиво — самый употребляемый слабоалкогольный напиток. Его пьют все «от мала до велика». При этом мало кому известно, что одна бутылка этого напитка приравнивается к ста грамма водки, а выпивая шесть-восемь бутылок пива, человек получает дозу этилового спирта эквивалентную бутылке водки.
Пиво потеряло статус алкогольного напитка еще в середине 90-ых, когда иностранные пивоваренные компании развернули агрессивную кампанию по освоению российского рынка. Тогда пивному лобби удалось добиться ряда существенных привилегий для своей отрасли, главная из которых заключается в том, что пиво законодательно было выделено из сегмента алкогольных напитков и отнесено к товарной группе «безалколгольные напитки и пиво». Эта ситуация не менялась до поры до времени. Рекламу пива показывали на всех телеканалах, хотя в 2004 году был принят закон, запрещающий ее транслирование до 22 часов местного времени. Производство и продажа пива не требовали лицензии, а купить хмельной напиток можно было в палатках и ларьках. Причем последний факт как раз «на руку» подросткам, которые, и являются основной группой потребителей пива. Потребителями, зачастую, постоянными: по словам замруководителя фракции «Единая Россия» Татьяны Яковлевой, «по скорости привыкания пивной алкоголизм развивается в 3-4 раза быстрее водочного».
Ждать, пока Россия опустится на дно «синей ямы» власти не могли, и следующем шагом в борьбе с пивным алкоголизмом стал законопроект, приравнивающий пиво к алкогольной продукции. Именно с такой инициативой выступил свердловский депутат Госдумы, выпускник Горного университета Павел Зырянов. Главной задачей этого законопроекта стало «включение в перечень алкогольных напитков всех пищевых жидкостей, содержащих более 1,5% алкоголя, которые произведены с использованием или без добавления этилового спирта».
«На сегодняшний день в стране рост потребления пива сопровождается не изменением структуры потребления алкоголя в сторону слабоалкогольных напитков, а увеличением контингента пьющих в основном за счет детей и подростков. Под угрозой физической и моральной деградации оказалось молодое поколение страны, а значит и в целом будущее России», — считает Павел Зырянов.
Третьего ноября Государственная дума приняла законопроект в первом чтении. Теперь пивоварная и водочная отрасли будут существовать по единым правилам. А это значит, что пиво и напитки, изготовленные на его основе, должны исчезнуть из ларьков и киосков. К рекламе пенного напитка также будут применены более жесткие требования. Более того, документом устанавливается правило обязательного лицензирования деятельности продавцов и производителей — этот пункт закона вступает в силу с 1 января 2011 года. Еще одним сюрпризом для любителей хмельного напитка станет уменьшение тары до объема не более 0,33 литра. Полиэтиленовые бутылки «полторашки» навсегда останутся в прошлом.
Несоблюдение новых правил торговли будет наказываться штрафом до 50 тысяч рублей или лишением лицензии.
Законопроект «единороссов» вызвал бурное обсуждение этой темы в обществе, особенно среди молодежи. Кто-то выступает в поддержу нового закона, кто-то не заинтересован этой темой, а некоторые считают его ненужным, думая, что «спаивание» страны — это вина крепких напитков.
В блогах, где идет обсуждение предложенного Зыряновым законопроекта, многие пользователи приводят в пример «зарубежную антиалкогольную политику». Дело в том, что ее главной целью является «переключение» населения на слабоалкогольные напитки, а не приравнивание их к крепким.
Как бы то ни было, закон принят. От него, в первую очередь, пострадают пивные компании. Для них новые правила изготовления и продажи пива могут стать причиной серьезных убытков. Сколько денег потребуется только на замену тары, не говоря уже о других сторонах.
Многие, в том числе и пивовары, уверены, что у мужчин акцент потребления сместится на водку, а у женщин на слабоалкогольные коктейли. Во что на самом деле выльется новая инициатива законодателей — покажет время. Главное ведь чтобы заливалось меньше.
Алена, 19 лет:
Я полностью поддерживаю этот законопроект, потому что наше население порой не знает чувство меры и употребляет алкогольную продукцию в неограниченных количествах. Это и является особо опасным для молодежи, которая наиболее подвержена пагубному влиянию.
Элена, 18 лет:
На мой взгляд, от пивного алкоголизма страдает в основном молодежь. Этот закон в большой степени должен повлиять на подростков, любящих употреблять пиво и слабоалкогольные коктейли. Вопрос только в том, произойдет ли это.
Артур, 17 лет:
Мое отношение к закону нейтрально. Я сам иногда пью пиво и не считаю, что новый закон как-то повлияет на это. Люди как пили, так и будут пить.