Выбрать регион
Для молодёжи сейчас достаточно проблематично выбрать себе будущую профессию, заранее просчитав все плюсы и минусы, чтобы в итоге не остаться с носом. Условия современного мира таковы, что подрастающее поколение ещё с ранних лет обдумывает вопрос поступления в вуз. И в этом им, конечно же, ещё помогают их родители. В данной ситуации возникает много непонятных моментов. Действительно ли хотят дети выбранную профессию? Позволяют ли им физические и умственные способности работать именно в этом направлении? Какое влияние при выборе оказывает заработная плата? Да и к тому же, в нашем обществе прослеживается разделение людей по складу ума на «технарей» и «гуманитариев», что тоже влияет на сознательный выбор молодёжи в плане будущей профессии.
Чтобы разложить все по полочкам и понять как на самом деле складывается ситуация у современных российских школьников, мы провели анкетирование среди учащихся выпускного класса, которое содержало в себе следующие вопросы: «На какую специальность ты собираешься поступать: техническую или гуманитарную?», «Твой выбор основан на личных убеждениях или на него повлияли родители?», «Твой выбор основан на экономической выгоде или тебе близка и интересна выбранная профессия?», «Считаешь ли ты, что технические специальности преобладают над гуманитарными?» и «Часто ли тебе приходиться слышать о том, что технари нужнее гуманитариев?».
Ответы на первый вопрос разделились поровну: одна половина класса выбрала техническую специальность, а другая — гуманитарную.
Во втором вопросе выбор ребят оптимистичный — практически все выбрали вариант ответа «на личных убеждениях», нашлись и те, кто обозначил сразу и первый, и второй пункт.
А вот вопрос номер три вызвал в классе целую цепочку споров и разногласий. Большая часть выпускников придерживалась мнения о том, что профессию следует выбирать исходя лишь из экономической выгоды, задумываясь о будущем не только своём, но и своей семьи. Несколько человек не согласились с подобной точкой зрения, считая, что работа должна быть интересной и увлекательной, иначе производительность труда упадёт ниже некуда. В конечном счёте, ребята остановились на идеальной модели: высокая зарплата должна сочетаться с любовью к выполняемому труду. Однако один юноша после очень удачно высказался по этому поводу: «Невозможно, чтобы было так и так, всегда будет либо одно, либо другое. Кто-то же должен работать в паспортном столе, а вы подите узнайте — любят они свою работу или нет? Там людям всего лишь деньги нужны».
Четвёртый вопрос тоже вызвал немало противоречий и разделил класс на две группы: одни были убеждены в приоритете технических специальностей над гуманитарными, а другие утверждали, что это далеко не так. Ещё одной интересной особенностью было то, что «за» технарей были в основном юноши, а «против» более девушки. Мальчики активно доказывали своим одноклассницам — профессии технического профиля куда важнее в нашей стране и выгоднее в экономическом плане. А девочки же, в свою очередь, разъясняли им, что на гуманитарных специальностях построено всё наше общество, и что без таких профессий как учитель, юрист, психолог наш мир бы изменился в худшую сторону. По поводу заработной платы многие девушки парировали в защиту гуманитарных профессий: «Вы забыли про политику, это не область технарей. Но денег почему-то политики получают больше». Дискуссии, вызванные четвёртым вопросом, плавно перешли в обсуждение последнего — пятого, о том, кто нужнее – технари или гуманитарии. Здесь точка накала превысила все ожидания: выпускники кричали наперебой совершенно разные мнения по этому поводу. Один говорил: «Такие заявления что-то вроде дискриминации. Разве можем мы вот так просто взять да и поделить общество на две части? И ведь в выгодном положении после такого дележа оказываются точно не гуманитарии. Это низко». Другой утверждал: «Никогда подобного не слышал. Все профессии одинаково нужны и полезны. Нет никакого деления». А третий вообще привёл такое сравнение: «Сортировка людей по складу ума, это то же самое, что теория Родиона Раскольникова о «необыкновенных» и «обыкновенных». Но мы-то с вами в каком веке живём?».
Споры и дискуссии оказались для ребят полезными, но нам следует учитывать и реальные события, происходящие на рынке труда. Самыми востребованными областями труда в России, согласно одному из порталов с информацией о вакансиях, на данный момент являются экономика и банковское дело, IT-специальности, строительство, медицина и образование, туризм и гостиничное дело. А в среднем по стране самые высокооплачиваемые профессии — это программисты, среди которых профессионалы могут получать 100-150 тысяч рублей в месяц, системные администраторы могут претендовать на 60-90 тысяч рублей, web-мастера зарабатывают 50-90 тысяч рублей. Очень востребованы на рынке труда менеджеры по логистике, получающие от 50 до 80 тысяч рублей в месяц. В сфере архитектуры и строительства отмечается нехватка рабочих кадров, поэтому архитекторов-проектировщиков привлекаю высокой заработной платой: от 45 до 80 тысяч рублей. Профессиональные стилисты-визажисты получают 45-70 тысяч рублей, опытные шеф-повара зарабатывают около 80 тысяч рублей.
Однако в конце всё же был задан вопрос старшеклассникам: «Так чувства или разум?». Но выпускники так и не смогли дать чёткого ответа. Одно остаётся очевидным, — выбирая будущую профессию, стоит задумываться о многих факторах, и не стоит забывать, что работа должна быть в радость, а не в тягость.