Свердловская обл., раздел: Культура

На сцене екатеринбургского театра оперы и балета «Князь Игорь»

Талантливый человек — талантлив во всем. Можно ли было представить, что ученый-химик в состоянии написать музыкальное произведение, которое завоюет сцены всего мира? Любой академический театр стремится похвастаться наличием в репертуаре оперы Александра Бородина «Князь Игорь». 24 сентября хвалился наш, екатеринбургский театр оперы и балета.
«Князь Игорь»
Текст: Рина Поморцева, фото: Сергей Бутолин
30 сентября 2011 года в 16:48

В последнее время стало актуальным (читай модным) кардинально перекраивать классические произведения. Сценическое искусство, старается идти в ногу со временем. И если драматический театр в целом отвечает требованиям современной публики, то на оперные спектакли нет, нет, да и поступит жалоба.

Бытует мнение, что оперный зритель стремительно стареет, а привлечь в театр молодых слушателей очередной тривиальной постановкой невозможно. Ценители вокального жанра находятся по другую сторону баррикад. Для них опера, как вино — со временем становится только лучше. Строить догадки в каком направлении будет развиваться театральное искусство — занятие неблагодарное. Уж очень все зыбко и переменчиво в творческих кругах. Как бы там ни было, сегодня в негласной борьбе новаторства и традиций побеждает скорее первое. Зритель хочет удивляться и творцы «прекрасного» не могут игнорировать эту потребность.

К счастью, есть мастера, которым удается найти золотую середину. Менять концепцию, но не пытаться осовременить героев буквально. Народный артист России Юрий Лаптев ставший режиссером-постановщиком спектакля в Екатеринбурге, предложил публике посмотреть на известных персонажей под другим углом. Главное действующее лицо — князь, мог бы сойти за положительного героя, доблестного война, отстаивающего родную землю. Однако, предложенная трактовка дает возможность усомниться в его бескорыстии. Лаптев ставит на вид такие качества Игоря, как жажда победы, тщеславие, эгоизм.

В сравнении образов князя и половецкого хана Кончака можно говорить о соперничестве, конкуренции между сильными полководцами. У героев разные методы, но цель одна. Завоевать, самоутвердиться, потешить свое эго — вот что поставлено во главу угла.

Антиподом является княгиня Ярославна, воплощение любви и всепрощения.
Безусловно, формы, задуманные постановщиком, нужно было наполнить внятным содержанием, с чем в день премьеры блестяще справились артисты.

Солист Мариинского театра — Эдем Умеров, был более чем убедителен в партии князя Игоря. Хан Кончак в исполнении Бориса Гусева получился персоной весьма колоритной. Глубокие, низкие ноты могут заворожить слух любого зрителя. Но в восторг привело также и актерское мастерство, умелая подача образа. Не знаю, что сказал бы Станиславский, а большая часть зала поверила и под занавес наградила исполнителя громкими аплодисментами.

Заслуженная артистка России Екатерина Нейжмак покорила красотой и силой драматического сопрано. Насыщенный тембр ее голоса поистине способен творить чудеса. Без сомнения, солистка заслужила многократное Bravo!

Все исполнители заглавных партий с достоинством провели спектакль.

На высоте был и хор театра, чье мощное монолитное звучание придавало масштабность всему действию.

В третьем акте прочно обосновались половецкие пляски, которых ждали с особым нетерпением. Танцевальный фрагмент в опере «Князь Игорь», смотрится как самостоятельный балет. Кажется, азиатские мотивы не должны быть близки русской душе. Но стихийность и безудержность музыки вольных степей пробуждают самые неожиданные чувства. И все же, создалось впечатление, что хореография в чем-то уступает, не дотягивает до музыкального сопровождения. Не хватило размаха, широты движения, зрелищности. Многократные повторения текста несколько упростили танец. Однако, в общем и целом, шаманские пляски довольно гармонично влились в контекст спектакля. Внимание публики приковал к себе технически насыщенный дуэт пленницы и половецкого война в исполнении Ольги Третьяковой и Максима Гришенкова. Самобытные образы, созданные артистами не оставили равнодушными зрителей.

Новая версия «Князя Игоря» более реалистична, обнажает особенности исторического времени. Но станет ли эта опера хитом юбилейного сезона? Поживем — увидим.

КомментарииКомментарии (11)

  • Станислав Белых
    01.10.2011 16:09
    все ничего, но половецкие пляски у нашего оркестра все равно звучат не как на записях, а хочется. И отсидеть три акта, надо выдержку
    • Рина Поморцева
      01.10.2011 21:02
      Можно прийти сразу на 3 акт - половецкие))) Все-таки надеюсь, что оркестр не подкачает)
    • Рина Поморцева
      01.10.2011 21:09
      Стас, ты тоже был на премьере?
  • Александр Аникин
    01.10.2011 23:07
    Очень понравилась оценка автором половецких плясок:))))
  • Станислав Белых
    01.10.2011 23:44
    Я на премьере не был, просто пару раз ходил на Князь Игорь, и всегда просыпал полностью второй акт ))))
    поэтому не совсем знаю что там по сюжету в середине. Вот если бы в оркестровую яму посадить наш филармонический оркестр!

    Кстати, Князь Игорь еще ничего. Вот когда в местном варианте Онегина на сцену "выплывает" сорокапятилетняя Татьяна необъятных размеров - смотриться комично.
  • Рина Поморцева
    01.10.2011 23:51
    Ну, а что Онегин...В новом варианте Игоря тоже есть ляпсусы... с костюмами. Хотелось бы пожелать художникам впредь учитывать особенности фигуры солистов прежде чем создавать эскизы и сами костюмы. (по аналогии с 45-летней Татьяной). "Наряд" Кончаковны смотрелся бы отлично на любой девушке из балетной труппы, но они, к сожалению, поют хуже...
  • Александр Аникин
    15.10.2011 14:09
    Не согласен.... У некоторых голос очень и очень! Но кто дал балету петь?
  • qwerty
    15.10.2011 21:23
    Стас, прежде чем строить из себя музыкального критика, научись писать грамотно. Да и что ты тут делаешь, если на премьеру не ходил?))) ...понимаю, что 3 акта много, для человека, который в опере мало смыслит, но тогда и обсуждать зачем...
  • qwerty
    15.10.2011 21:33
    "Кажется, азиатские мотивы не должны быть близки русской душе."??? Автор, почему вы так считаете??? Думаю, Бородин с вами не согласился бы, как и Римский-Корсаков... И вообще, лучше сказать "Восточные мотивы", без которых русской музыки не было никогда...
    ...ну и как про дирижера Лазарева можно было не написать? Это событие (приезд дирижера такого уровня) не только для театра, а для всего города. А вы нам рассказываете -что модно, а что нет)))
  • Рина Поморцева
    20.10.2011 23:16
    Что можно ответить? Каждый по-своему прав...(а по-моему -нет=). Эта истина известна, хоть и не всегда озвучивается. Азиатские, восточные -формы разные, смысл один. Возможно, даже скорее всего, Ваш вариант стилистически более правильный, однако в момент написания текста на ум пришел другой. Ничего не поделаешь.
    К сожалению, я не знаю с кем имею честь общаться, но хотелось бы почитать Ваше мнение о спектакле в целом (если такое имеется).

    Про дирижера ничего нет, согласна. Но каждый человек ставит свои акценты, а текстовики -тоже люди)
    Ну признайтесь,qwerty, Вы же из оркестра?))) Поэтому для Вас важна тема дирижера, это ясно!

    Но, как бы там ни было, спасибо за "разбор полетов", постараюсь впитать что-то из вышенаписанного.
  • mycompany
    18.12.2011 15:56
    дорогие зрители к сожалению вам не понять как в действительность трудно поставить спектакль особенно князя игоря особенно в наше время когда многие молодые люди предпочитают клубы театру!
    И та постановка которая идет в нашем театре просто замечательна поверьте опыту работы в театре в размере 10 лет
    а критиковать к сожелению каждый может а вот самому создать что то подобное уже трудновато
Карта студента
безумные скидки за 99 руб.
Разборки
дискуссионный клуб
Кто ваш любимый президент?
© 1998-2019 МБУ «Молодежный информационный центр». Все права защищены. Проект закрыт с 2017 года. 16+

Яндекс.Метрика