Свердловская обл., раздел: Культура

Премьера «Зойкиной квартиры»: старые песни о главном

В Свердловском театре драмы прошла премьера спектакля «Зойкина квартира», поставленная по одноименной пьесе Михаила Булгакова. Несколько слов о том, почему портрет Путина на всю сцену — даже не самое провокационное в этом спектакле.
Зойкина квартира
Текст: Дмитрий Дерябин
18 января 2016 года в 08:47

Театр в наше время, более или менее, можно разделить на два вида: традиционный, классический и провокационный, авангардный. В первом случаи рискуешь захрапеть минуте на десятой, во втором — с испугу убежать из зала в лучшем случаи в антракте. Золотую середину между ними удается найти далеко не всем. И не кривя душой, скажем, что «Зойкина квартира» — не середина, а очень даже явное второе. Скажем так, не заснул никто (наверное), а вот бабушки, бурча себе под нос нечто вроде «срамота», начали покидать зал еще до того, как более молодая часть аудитории ломанулась в буфет. И их трудно в этом упрекнуть. Даже для весьма дерзкой пьесы Булгакова, которая, не стесняясь, вываливала все грязное белье о временах НЭПа, театральная постановка смотрится, мягко скажем, сногсшибательно.

Для начала нужно понимать, что действие перенесено в наши дни. То есть, текст практически исходный (неудачная шутка про Википедию не в счёт), и кокаин в современной России по- прежнему стоит 4 рубля за грамм, а герои рассуждают об ужасах советской власти. Но на задней стене аккуратненько весит огромный портрет президента (точнее лишь его половина, но не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы домыслить картинку). Вопрос коррупции, который у Булгакова весьма остроумно раскрывался, здесь режет еще больнее. Безусловно, режиссер не отрекается от булгаковских идей, а лишь берет большевиков и современную власть и ставит между ними знак равно.

Как и у Булгакова, роман не только о плохой власти, но и о народе, который под этой властью живет. Развращенном, мерзком и порочном народе. Небольшая сцена в так называемом «веселом доме», которая у Булгакова занимала от силы несколько страниц, здесь превращена в кульминацию, с Аметистовым (которого тут, к слову, аж три штуки) и манекенщицами. «Мне нужно лекарство, я нездоров», — жалуется Абольянинов. «Мы все нездоровы», — отвечает Аметистов.

И все это в своем хулиганстве, дерзости, остроте смотрится настолько живо, ярко и энергично, что весь спектакль не покидает чувство, что сейчас в зал вломятся ФСБэшники и примерят браслетики на руки Свердловской левой элиты, а режиссера вместе с актерами отправят туда, куда обычно таких людей и отправляют. Медаль за храбрость создатели спектакля, безусловно, заслужили. Жанр на афише подозрительно определен как «Саунд Драма» — это значит, что это почти мюзикл, но не совсем. Все диалоги сопровождаются музыкой и звуками, воссозданными актерами на сцене. Тем, кто такое не любит, лучше сразу пропустить, однако здесь это не просто симпатичное добавление, а часть концепции, часть идеи. Убери ее, спектакль оказался бы неполноценным.

В общем это смелое, бойкое, наглое, зачастую крайне откровенное, а зачастую очень смешное, переосмысление Булгаковского текста с недвусмысленными посылами и намеками на день сегодняшней. Однако если пьеса Булгакова была про то, что в России немедленно нужно что-то менять, спектакль идет еще дальше и заявляет — в России вообще никогда и ничего не изменится.

Карта студента
безумные скидки за 99 руб.
Разборки
дискуссионный клуб
Президент Ветров
политический блог
Кто ваш любимый президент?

© 1998-2019 МБУ «Молодежный информационный центр». Все права защищены. Проект закрыт с 2017 года. 16+

Яндекс.Метрика